Отрывок из книги А.К. Троицкого "Гремучие скелеты в шкафу. В 2 томах. Том 1. Запад гниет".
О зарождении видеоклипов, чуть-чуть о DD
"Важнейшим катализатором видеопроцесса стали и изменения, произошедшие непосредственно в поп-музыкальной моде. Доминировавшие в конце 70-х годов нарочито безыскусный, прямолинейный панк-рок и бессодержательная, сведенная к чисто танцевальным импульсам диско-музыка уступили место более изощренной эстетике «новой волны». «Постпанки» и «новые романтики» уделяли, с одной стороны, огромное внимание форме, стилю (от грима и костюмов до жестов, даже взгляда), а с другой – претендовали на некое гротескное, символическое осмысление действительности (в хорошем ритме, конечно). И видео стало прямо-таки идеальной витриной для этих неодекадентов. «Видео для нас так же важно, как для групп типа “Pink Floyd” – стереоэффекты, - афористично заместил Ник Родс из «романтических» “Duran Duran”. Именно артисты «новой волны» дали старт лихорадке «промо-клипов». Чтобы почувствовать силу нового приема, нужны были яркие примеры – и они вскоре появились. Двумя «классическими» видеороликами, послужившими прототипом для сотен последующих, стали, по общему мнению, “Ashes To Ashes” (Дэвид Боуи, режиссер Дэвид Мэллет) и «Вена» (группа “Ultravox”, режиссер Рассел Малкехи). Здесь был впервые во всем своем блеске применен ключевой принцип видеоклипов, принцип «многослойности». То есть действие ролика разворачивается не по одному, а сразу по нескольким сюжетно-образным каналам. Скажем, в ролике «Вена» по меньшей мере три канвы: прогулка музыкантов на фоне ночных и дневных венских красот (традиционный ход, но снято весьма экстравагантно); сцена некоего фантасмагорического великосветского бала (с явным заимствованием из Феллини); мелодраматическая история о молодом повесе, добивающемся – не без успеха – благосклонности шикарной дамы и убитом в конце концов ее престарелым мужем (весь сюжет втиснут в несколько выразительных эпизодов общей продолжительностью около минуты). Подчеркну, что все эти линии существуют не в последовательном, а в параллельном режиме: причудливая логика режиссера и монтажера неожиданно «переключает» зрителя то на одно, то на другое, то на третье, - не выходя при этом из музыкального ритма. И без того ошеломляющий эффект усиливают моментальные вставки-вспышки, которые толком не успеваешь разглядеть, но испытываешь легкий шок; например, среди шумного бала в «Вене» - внезапный крупный план: ползущий по холеной щеке крупный мохнатый паук…
Именно видео в первую очередь вывело в суперзвезды таких в общем-то очень заурядных исполнителей, как “Duran Duran”, Мадонна, Билли Айдол, да и, пожалуй, Майкла Джексона тоже."